В процессе эксплуатации автомобиля в деталях его узлов и агрегатов возникают различные дефекты (неисправности).
Устранение неисправностей достигается ремонтом. Такие дефекты весьма разнообразны, и появление их зависит от многих причин.

Дефекты деталей можно разделить на несколько основных групп.

  • Механический износ характеризуется отрывом частиц с поверхностей в результате трения сопряженных деталей. В результате износа зазоры между сопряженными деталями увеличиваются. Например, в результате трения поршневых колец и поршня о стенки цилиндра изменяются размеры цилиндра, увеличивается зазор между поршнем и стенками цилиндра.
  • Абразивный износ, являющийся разновидностью механического износа, происходит в результате попадания между трущимися поверхностями твердых частиц — абразивов (пыль из воздуха, металлические частицы).
  • Коррозионный износ возникает в результате действия на детали кислот, содержащихся в смазке или образовавшихся при сгорании топлива, а также в результате действия газов и паров воды при высокой температуре.
  • Усталостный осповидный износ возникает при действии высоких удельных давлений между трущимися поверхностями (например, в зубьях колес, подшипниках качения и др.).

Результатом этого износа является выкрашивание частиц с поверхности трущихся деталей. Величина естественного износа деталей возрастает с увеличением пробега автомобиля. Износ детали, при котором она может нормально работать, называется допустимым износом.

Износ, при котором нарушается нормальная работа сопряженных деталей и дальнейшая эксплуатация становится невозможной или неэкономичной, называется предельным износом.

Ремонт изношенных деталей автомобиля осуществляют различными способами, основными из которых являются: механическая обработка, сварка и наплавка, гальваническое покрытие; обработка давлением и ремонт с применением синтетических материалов и др.

Большинство дефектов деталей автомобиля возникает из-за естественного износа в результате длительной работы сил трения, воздействия высоких температур и других факторов при нормальных условиях эксплуатации.